E-learning в корпоративном обучении быстро набрал обороты, и сегодня рынок, оценив достоинства этого подхода, активно его использует. Как будет развиваться диджитал-обучение дальше? Какие тенденции уже пришли и будут только развиваться?
1. Виртуальная и дополненная реальность
В данный момент виртуальная и дополнительная реальность – самые актуальные тренды в сфере образования, в том числе корпоративного. Виртуальная реальность – это уже не новинка, поэтому сегодня более широко используется дополненная реальность, позволяющая погрузиться в пространство, не теряя при этом связи с происходящим вокруг.
Для отработки преподавательских навыков, умении справляться с рисками и выполнять сложные процедуры всё больше используется виртуальная реальность. Дополненная реальность позволяет предложить «обучение в моменте» (just-in-time learning). Классический вариант – обучаемый сканирует QR-код, чтобы узнать больше об инструменте, технологии или определённом месте.
С демократизацией оборудования для VR и AR эти технологии становятся всё доступнее для организаций. А это означает, что скоро это станет использоваться не только в самых крупных и передовых компаниях.
2. Умный помощник/Чатбот
Популярность приложений Siri и Алиса показывает растущую популярность умных голосовых помощников. Учитывая молодость сферы машинного обучения и искусственного интеллекта, сложно сказать, какие тенденции ждут нас в будущем. Специалисты склоняются к скорой специализации чатботов, каждый из которых сможет развёрнуто ответить на вопрос по своей узкой теме.
3. Геймификация и обучение, построенное на игровых методиках
Геймификация продолжает быть актуальным трендом и в этом году. Организации продолжают инвестировать в «серьёзные игры» (serious games) для своих сотрудников и клиентов. Известно, что игровые механики работают, благодаря полному включению участников в процесс обучения, это и позволяет повысить его эффективность.
Традиционные тренинги на любую тему могут быть геймифицированы и построены таким образом, чтобы участникам хотелось инвестировать время и энергию в процесс, который традиционно считается скучным и сложным.
4. Адаптивное и персонализированное обучение
Персонализированное обучение заключается в адаптации существующих модулей и программ к определённым группам людей. Главное преимущество для организаций – это то, что нет необходимости создавать и представлять полную учебную программу. Вместо этого сотрудникам предлагается пройти тест. В зависимости от результатов и запроса ему предлагается конкретный модуль, эффективность которого гораздо выше, чем в классическом варианте предложения полной программы.
Кастомизация пришла и в обучение, становясь очень важным трендом. Современные LMS позволяют воплотить это в жизнь, создавая своего рода «ленту модулей», которая создаётся в зависимости от интересов пользователя.
5. Микрообучение
Микрообучение стало серьёзной тенденцией, компании стремятся предложить специфичные, узконаправленные и максимально конкретные элементы обучения. Это может быть не только новая информация, но и повторение или дополнение пройденного несколько дней назад.
Чаще всего микрообучение предлагается в форме коротких видео, но тренд идёт к большему использованию интерактивных элементов – викторины, короткие игры.
Этот подход отлично работает в узких сферах, где запросы сотрудников очень специфичны и могут уложиться в одно предложение, а информация при этом малодоступна широкой аудитории. Микрообучение – идеальный формат для мобильных девайсов, доля использования которых растёт в геометрической прогрессии.
6. Курирование контента
Термин, пришедший из маркетинга, нашел своё применение и в e-learning. Обработка существующего материала, а не постоянное производство уникального позволяет экономить время и быстрее реагировать на рынок.
Кроме того, отслеживание контента и актуализация учебных материалов с помощью этого подхода позволяет стандартизировать и настроить регулярность появление обучающего контента.
7. Интерактивное видео-обучение
Популярность обучающих видео на Youtube и на других сервисах продолжает расти. На сегодняшний день применяется добавление интерактивных элементов – опросы, адаптивные сценарии видео, пояснения, задания, встроенные в видеоматериал.
8. Социальное обучение
Концепция социальных сетей приходит в обучение, предлагая те же инструменты (like, share) в профессиональных целях. Поделиться с коллегой обучающим видео, дополнить материал последними новостями, оценить полезность и т.д.
Большинство LMS сегодняшнего дня предлагают инструменты, которые помогают воплотить идею social sharing в процессе обучения. Таким образом, обучение в группе проходит гораздо эффективнее.
Если вам предстоит переход к диджитал-образованию, HRmaps рекомендует обратиться к специалистам и подходить к этому проекту комплексно, обращая внимание не только на процесс, но и на результаты e-learning, которые необходимо отслеживать регулярно.