Раньше бизнес начинался с листа бумаги и ручки, теперь все более преобладают компьютеры. Легче сразу просчитать схему, вложения, структуру, чем рисовать и считать от руки. Планы на бумаге представляются чем-то вроде деревянных счетов. Может электронный документооборот станет новой панацеей в сфере HR?
На Facebook пару дней назад мне повстречалась публикация, автор которой встречался со стартаперами, обвешанными электроникой, модными и высокотехнологичными, но что они сделали на предложение обменяться контактами? Потянулись за визитками. Этими маленькими бумажными квадратиками, на которые толком и запихнуть-то можно только ФИО, должность и средство связи. А между тем, уже такое огромное количество информации потребителю/клиенту требуется сразу, не отходя от кассы – контакты социальных сетей, партнеры, примеры работ, ещё бы желательно мнение конкурента, но это слишком многого хочется. И это притом, что каждый вертел в руках смартфон, небрежно козырял надкусанным яблоком на запястье и вообще представлял IT-стартапы. Какие-то неправильные стартаперы попались, как заметили комментирующие, настоящий стартапер должен быть как настоящий мужчина (помните ту поговорку про могуч, ароматен и обладает излишней растительностью?) – взъерошен, с кругами под горящими глазами и отсутствием понятия времени.
Так что же, бумага или IT?
Почему не использовать новейшие технологии, которыми поколение Y обвешано по самые уши в быту?
Увы, как показывает практика, как раз повседневные рутинные дела подвергаются трансформации медленнее всего. Сверху изменения могут быть приняты, а вот отделы, коллеги, сами люди могут принимать их долго и со скрипом.
Например, как долго вам казалось, что компьютер – адская машина? Ну хорошо, не вам, но вашим родственникам? Коллеги в упор не понимали значения слова Интранет и путали его с Интернетом? Причем все с высшими образованиями, иногда степенями, то есть вопрос не в том, что суть не понятна, вопрос в нежелании обновления. Старый конь борозды не испортит, и что, если у нового подковы лучше.
Когда у HR департамента появился шанс прекратить выглядеть как архив в городском суде (пыльно, много папок, у архивариуса великолепное сочетание безграничной власти и отчаяния в глазах), не все работники так уж обрадовались. Новые правила, новые механизмы сначала вызывают раздражение и так задерганных по полной программе людей, у них уже выработалось скептическое отношение и подозрительность – а не шило ли на мыло меняем.
Интересно, кто оценил IT в HR первым?
Наш вариант по времени оценки:
- Дженералист
- Рекрутер
- Топ-менеджмент
Почему – дженералист и его документооборот. Представляете, сколько бумаг сразу ушло со стола? А сколько должников по отпускам обнаружилось без проблем? Бюрократия работы ложится в основном на управление персоналом, ни рекрутер, ни, тем более, топ-менеджмент не возится с каждым работником в отдельности после того, как он переступает порог официально. У нового коллеги визовые вопросы? Устройство? Нет каких-то документов? Индивидуальные запросы? HR generalist – к бою. Поэтому когда появились такие возможности, как LMS, Интранет, корпоративные системы, IT-решения на вариативных платформах, жизнь HR дженералистов приобрела более автоматизированные и, смеем предположить, облегченные формы. Работы у них, правда, не убавилось, но появилась возможность потратить время на что-то более полезное, чем сведение вместе 5 документов с разным почерком.
Рекрутер – это кажется очевидным. Единая база, потом ATS, все пометки в одном месте – прекрасно. Единственная сложность – ещё и заполнять эти пометки надо, но тут ведь ничего не поделаешь, правда J
Топ—менеджмент
Как ни странно, но реальную работу и тяжесть HR топы адекватно оценивают не всегда. Сколько воплей души о «девочке-рекрутерше» вы читали? Десятки супер-боссов кроют своих главных помощников в построении команды не самыми приятными выражениями, считая, что «я и сам так могу». Конечно, бывают случаи, когда HR ведет себя недостаточно профессионально или не понимая целей компании (кстати, супер-боссы могут их выражать непонятно тоже), но чаще всего это недопонимание того, что же на самом деле делает HR. Сюда же относится притормаживание с обновлениями технологий (зачем, сбивать с толку только, да и деньги), не вникание в процессы и многие другие моменты, с которыми сталкивался минимум каждый второй HR. Однако, как показывает практика, даже те, кто не стремится поддержать или понять работу HR департамента, в конце концов, признают плюсы оперативного его функционирования, что уж говорить о тех руководителях, которые смотрят вперед, а не в стабильное прошлое.
После того, как IT вторжение оценено всеми по достоинству, что происходит? Правильно, люди остаются с визитками! Бумагу не победить, сдавайтесь.