Труд сделал из обезьяны человека, говорил Фридрих Энгельс. Труд должен быть оплачиваемым, сказал кто-то ещё. Должен ли быть труд контролируемым?
Программы контроля персонала позволяют отследить активность сотрудников с рабочих компьютеров вплоть до секунды, включая время простоев. Программы-шпионы соберут свидетельства эффективности и безответственности. Собственники бизнеса при желании могут узнать чем, как и когда занимался сотрудник в положенные 9-18. Сотрудники службы безопасности получают сведения в реальном режиме или по завершению рабочего дня. IT-поддержка с помощью этих записей легко восстанавливает хронологию действий пользователя в случае неполадок по профилю.
Несколько целей:
- Анализ действий сотрудников, которые могут принести компании вред или противоречит политике безопасности (в т.ч. загрузка программ, потенциально являющихся вирусными или раскрытие конфиденциальнйо информации).
- Учет рабочего времени;
- Анализ скорости выполнения заданий для расчета оптимального пути развития сотрудника и его занятости, а так же загруженности персонала, его необходимости для эффективности бизнеса и т.д.
Работают большинство программ такого характера примерно идентично – приложение, установленное на компьютер, собирает информацию обо всех действиях пользователя. Объём информации, частота сбора, место хранения зависят от конкретного приложения, чаще всего настраиваются компанией. Это может быть как SaaS решение, так и компьютер сотрудника. В любом случае данные сохраняются на определённое время, доступ к ним можно получить разными способами, смотря какой проводник удобнее для отдельной компании – специальная программа, базы сервера.
Как и во многих случаях, когда речь заходит о целесообразности применения технологий, нужно учитывать размер компании и цели, которые преследуются. В маленьких и средних компаниях практичнее использовать жесткие диски для хранения. При этом загруженность сотрудника можно заметить и без специальных программ за счет малочисленности, значит эта цель неэффективна. В компаниях крупнее нет возможности отслеживать чем занят каждый сотрудник лично, а значит надежный сервер и программа придутся к месту.
Учет рабочего времени
Конечно, мы не говорим о том, что маленьким и средним компаниям запрещается использовать программы учета рабочего времени под страхом экономического краха.
Учет рабочего времени может быть «визуальным» — весь день все действия на экране записываются на видео и сохраняются; информационным – собираются данные обо всех действиях пользователя с компьютера, включая сообщения, переходы, письма, но формат предоставления – таблицы, схемы, списки; минимальным – данные сохраняются в том же документационном формате, но учитываются только новые открытия, запуски и переключения, т.е. конечный пользователь не увидит, что именно было отправлено, а что – просто открыто.
Таким образом, для осуществления цели номер 1 (Анализ действий сотрудников, которые могут принести компании вред или противоречит политике безопасности) информационный и визуальный вариант наиболее оптимальны, однако визуальный всегда требует огромного пространства для хранения. Исследования показывают, что пока эта трудность не решена.
Для цели номер 2 и 3, оба варианта так же подходят. Однако минимальный вариант будет более полезен и легок в воплощении, если для компании главное «куда», а не «на сколько».
Минимальный пакет самый спорный, потому что его функционал включен в первые два, однако практической информации для определённых целей он даёт очень мало. Кроме того, он не отслеживает сколько времени было затрачено после открытия, а служба безопасности теряет все шансы проследить возможную угрозу. Хотя для табеля учета рабочего времени минимального пакета хватит с лихвой, некоторые компании просто закрывают доступ к определенным сайтам и этим ограничивается их контроль.
Что же до непосредственно пользователя компьютером, то сейчас наличие мобильных устройств сильно снизило уровень недовольства самим фактом слежения. Однако такие программы по-прежнему вызывают неоднозначную реакцию.
При их использовании необходимо учитывать не только технический подход и его полезность, но и личностный. Если вы желаете результата, и работник вам предоставляет его или лучший, то так ли необходимы программы-контроля персонала?