Мастерство коммуникации имеет смысл только в том случае, если есть четкая цель
Руководитель, как и любой другой человек, 80% времени действует спонтанно. Пока на кону ничего нет, это не вызывает никаких проблем, однако в период усиленной работы над сложными задачами руководитель должен контролировать свои высказывания для получения наилучшего результата.
Три уровня коммуникации
Трансакционный анализ может помочь понять причины ошибок в коммуникации. Он выделяет три стороны личности :
-
«Родительская» или нормативная сторона использует критику и оценочные суждения, которые мешают качественной коммуникации. Когда активна эта сторона, обмен информацией затруднен. В результате обе стороны остаются разочарованы отсутствием реального диалога.
-
«Детская» или спонтанная сторона отражается в излишне эмоциональных высказываниях и отсутствии ретроспективы, которые пагубно влияют на процесс коммуникации.
-
«Взрослая» сторона полагается на слова, которые имеют смысл. Человек, чья взрослая сторона активна, задает вопросы, чтобы лучше понять ситуацию. Он исключает ценностные суждения и сдерживает сильные эмоции, чтобы сосредоточиться на фактах. Это обеспечивает конструктивный диалог между собеседниками и приближает их к достижению поставленной цели.
Как перейти в «режим контроля»?
Грамотный руководитель должен знать, как контролировать себя и свою речь. В процессе коммуникации он должен задавать себе вопросы :
-
Какого результата необходимо достичь?
-
Уместна ли в данный момент критика?
-
Соответствуют ли используемые слова ситуации? Во время разговора руководитель вряд ли сможет скрыть свой характер, однако он может регулировать эмоциональную обстановку, выбирая подходящие слова для выражения своей мысли.
-
Есть ли другой способ выразить то, что руководитель хочет сказать? Убедился ли он, что его слова не слишком нормативны или эмоциональны?
-
Подходящее ли время для разговора? Находится ли клиент в хорошем настроении для выслушивания?
Достижение цели
На успешность коммуникации влияют три фактора: выбор подходящих слов, необходимость получить информацию и прогнозирование аргументов.
Руководитель, который знает об этих факторах, будет контролировать свои высказывания в разговоре. Иногда для получения результата достаточно нескольких простых вопросов.
Действие побуждает действие
Для управления персоналом все эти ситуации связаны с компетенциями. Например, при подборе руководителя необходимо оценить способность кандидата владеть навыками коммуникации. Во время пандемии многие люди столкнулись с отсутствием диалога в медицинских учреждениях, и эта проблема связана в первую очередь с отсутствием у работников навыков эффективной коммуникации.
Таким образом, руководитель, который знает, как контролировать свою речь, может выражаться ясно и сдерживать эмоции. Его целью должны быть поддержание стабильной эмоциональной обстановки и понимание собеседника.
СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Жан-Луи Бансель
-
бизнес-тренера компании ENJEU-CONSEIL
-
философия жизни : эффективность и баланс !
Получил образование в школе менеджмента IFAG (Школа менеджмента по предпринимательству и инновациям), а также обладает сертификатом ТОB по методике организации по Берну. Жан-Луи Бенсель также является выпускником Международной торговой организации Mercury International и Института нейрокогнитивизма имени Жака Фрадена. Его профессиональный опыт охватывает многие отрасли: он был менеджером по экспорту, тренером-консультантом, управляющим директором и младшим консультантом. Области его компетенции охватывают широкий круг вопросов, начиная от внедрения систем управления и заканчивая поддержкой топ-менеджеров, включая коммерческое внедрение систем управления. Он также проводит обучающие семинары по осознанонсти и тимбилдинг.