Внедрение мер, которые помогут сотрудникам наладить баланс между профессиональной и личной жизнью, имеет положительное влияние на вовлечённость персонала. Так ли это?
В 2016 году Harvard Business Review провёл интервью с 27 руководителями 9 крупных компаний, чтобы глубже разобраться с темой уровней вовлечённости. Для этого HBR попыталось понять, в какой степени политика «Work-life balance» влияет на вовлечённость персонала.
В группе опрошенных было 54% женщин и 46% мужчин, представляющих разные сферы: финансовый сектор, образование, здравоохранение, частные и госуслуги.
Точечные меры неэффективны
Во многих компаниях были приняты формальные меры, часто экспериментальные и не интегрированные в одну полноценную программу.
HBR отметил также плавное внедрение «мер гибкости»: работа на полставки, работа дистанционно, нефиксированные часы работы.
Проанализировав опыт участников исследования, Harvard Business Review выделил 4 принципа баланса личной жизни и работы, на которые стоит обратить внимание любой компании, которая заботится о своих сотрудниках.
Оказывать индивидуальную поддержку
Такие уступки как работа из дома и гибкий график очень важны для сотрудников, но не работают, если при этом не убедиться, что персонал чувствует себя важным и значимым для компании.
Чтобы руководители могли организовать комфортные условия работы для персонала, они должны быть в курсе личных сложностей каждого из сотрудников. Здесь на помощь может прийти отдел HR, который регулярно должен общаться с персоналом на предмет их самочувствия на рабочем месте, а затем – информировать менеджеров о результатах общения с персоналом. Хорошо налаженная коммуникация позволит предупредить «перегорание» сотрудников и наладить баланс работы и личной жизни для каждого из них.
Показывать на собственном примере
Многие руководители подчёркивают, что необходимо придавать смысл и значение всему, что делает сотрудник, демонстрируя, что у каждого решения или задания есть чёткая и обоснованная цель. В том числе и у того, чем занимается сам руководитель.
Кроме того, менеджер на своём примере должен демонстрировать этот самый баланс работы и личной жизни: иметь увлечения вне офиса, не уносить работу домой, отвечать на рабочие письма только в рабочее время, прощать подчинённым мелкие проступки.
Один из опрошенных руководителей признал, что сотрудник должен уметь сказать «нет» и определить подходящие для него условия работы. А для этого обе стороны должны быть открыты к диалогу и честны друг перед другом. Если сотрудник откровенно высказывает свои пожелания, то и компании проще их удовлетворить.
Поддерживать справедливость
Специалисты компании ожидают, что предпринятые меры, уступки и поблажки будут применены ко всему коллективу, а не к отдельным её членам.
Разберём пример с работой из дома раз в неделю. Руководитель показал на своём примере, что это возможно и разрешается. Рекомендуется принимать такое решение коллективно и переобсуждать хотя бы 2 раза в год. Затем — выбрать сотрудников, для кого действительно необходима такая возможность (маленькие дети, далеко живёт, нет необходимости всегда находиться в офисе и т.д.). Предлагается ротация сотрудников, которые пользуются этим предложением компании. Таким образом, каждый понимает, что однажды настанет его очередь, а руководитель минимизирует чувство несправедливости в коллективе.
Учитывать разницу поколений
Представители поколения Y имеют тенденцию ставить собственные интересы перед интересами организации. Они свободнее уходят, если не чувствуют интереса к работе и роста в своей компании.
В свою очередь, сотрудники из поколения Х часто ставят работу в центр своей жизни, задерживаясь в офисе и показывая, что они всегда на связи. Часто такие работники убеждены, что это демонстрирует их приверженность и верность компании. Однако сегодня уже понятно, что дополнительные часы, проведенные на работе не влияют на эффективность персонала.
Такое поведение противоположно понятию work-life balance, которое включает в себя умение посвящать время себе, разнообразить свой досуг и «отключиться» от работы. Всё перечисленное не является признаком лени и нежелания работать, а, скорее даёт силы к новым профессиональным свершениям.
Как это внедрить в своей компании
В больших компаниях достаточно сложно индивидуально общаться с каждым сотрудником, выясняя, какие условия работы он хотел бы иметь. На помощь приходят системы, благодаря которым каждый специалист одним кликом может направить запрос своему руководителю, а тот, в свою очередь, моментально его получить и отреагировать.
HRmaps даёт такую возможность, но об этом сложно рассказать в двух словах. Закажите демо-версию нашего решения, чтобы узнать больше и познакомиться с нашей командой!