В какой-то статье мы упоминали о таких понятиях, как «коробочная» версия и SaaS. Судя по комментариям на почту, сложилось впечатление, что SaaS – заморское словечко, которое нашим профессионалам ни к чему, если можно сказать «облако». Сказать-то можно, но не совсем.
Сразу оговорюсь, SaaS (software as a service) – это глубоко специализированный термин, который используют в нужном нам значении, не подразумевая всей настоящей широты. Написано о SaaS много как раз потому, что это эффективно, непонятно, плюс модно, что тоже играет свою роль. Большая часть информации подается с технической точки зрения и может восприниматься туго для непрофессионала IT. В итоге получаешь общее представление и понимание как сделать осознанный выбор, но в процессе словно проводишь одно за другим десяток собеседований с девелоперами.
Что мы уже говорили в статьях ранее:
SaaS – сетевые программы, предлагающие доступ к серверу через удаленное пользование, техническая поддержка которых осуществляется так же он-лайн.
Технически это одновременно верно и неточно. SaaS так же может выглядеть как аренда, если мы употребляем какую-то услугу через сервер. То есть, например, Gmail или Yahoo – то тоже SaaS, хотя мы можем и не устанавливать их непосредственно на сервер компании. Как правило, все то, что мы не устанавливаем у себя как программное обеспечение – уже в формате SaaS, когда в первой статье мы затрагивали слово «программа», имелось ввиду не формат hrhiphop.exe, а просто любые активы/услуги, которые мы можем назвать программой.
Если мы организуем корпоративную почту, то настраивается сервер, устанавливается программа для единой почты. После все активно поддерживается сисадмином, подчищается от ошибок и блокировок. При этом на компьютере пользователя оказывается программа единой почты, которая служит проводником между сервисом «почта», расположенном на сервере, и интерфейсом на экране компьютера, непосредственно техническим инструментом отправки почты, как Outlook.
Преимущества Saas
Почта – самый просто пример. Нам же интересны программы посложнее, не так ли? CRM, ATS, рекрутинг, финансовая история, всё в одной папке – вот это будет на первый взгляд хитрее, чем какая-то почта. В некоторых случаях такие сервисы ещё отстают от коробочных, но активно нагоняют последних в своей надежности. Пока вопрос колеблется между «надежный» и «а надёжный ли», но никак не «эффективный ли», тут стоит твердая пятерка.
Дополнительными преимуществами будет простота эксплуатации SaaS сервисов, отсутствие необходимости обслуживания «вживую», иногда более высокая степень безопасности (SaaS не имеет материальных границ диска, а значит априори обеспечивается более высокими уровнями безопасности, чтобы быть конкурентно способным), синхронизации (100 очков вперед перед коробочками), а так чаще всего неограниченное число пользователей, чего на диске добиться не так легко, плюс чаще всего требует дополнительной оплаты, что никак не идет в бонус в глазах клиента.
В каком виде мы видим SaaS вокруг нас: системы документооборота и управления персоналом, которые мы упоминали ранее, календари Google, сервера Яндекса, он-лайн рекрутинг, e-learning и т.д.
Три кита SaaS:
- Экономичность – затраты на покупку оборудования, найм персонала для технического обеспечения, дополнительные траты на вероятные подгонки совместимости программы и системы отсутствуют.
- Простота – почти все системы по технологии SaaS обладают предельно простым интерфейсом, словно извиняясь за свою высокотехнологичность.
- Удобство – сочетание простоты и доступности, «юзер френдли» и отсутствие бумаг, которыми полнится HR отдел. Мы же всё ещё об HR говорим? Хотя вы уже поняли, что это не принципиально. Управляете ли вы 3000 сотрудников или перекидываетесь корреспонденцией в малом бизнесе, SaaS – слово сегодняшнего и завтрашнего дня.