У всякой крупной компании есть свои ценности. Очень часто они записаны в уставе или в любой другой священной книге, которая вручается новичку ещё на собеседовании. Иногда эти ценности действительно соблюдаются и сотрудника могут уволить за несоответствие им. Иногда же ценности, основные положения, 10 заповедей корпорации – не более чем фикция, которая говорит об «успехе, развитии, прогрессе», но на деле является только красиво оформленной безделицей. Нужны ли компании фиксированные ценности?
Основные ценности компании
Это поддержка взглядов, формирование внутренней культуры и отражение того, чем компания действительно дорожит. Это сущность идентификации компании – принципов работы, философии, целей. Принятие точных и широко охватывающих ценностей – шаг к стабилизации внутренних и внешних преимуществ компании.
Основные ценности компании помогают принять необходимое решение. Например, если одна из ваших ценностей – качество продукта, то любой продукт, не достигающий необходимого уровня, будет исключен из процесса автоматически. Экономическая выгода не сработает против основного курса.
Основные ценности помогают клиентам и потенциальным клиентам понять, что из себя представляет компания, каковая её цель и каковы риски. То же самое касается работников и будущих работников, что особенно важно в современном мире высокой конкуренции.
Основные ценности становятся первоначальным инструментом рекрутинга. Выполняя задания на ранних и поздних этапах собеседования, кандидаты могут ориентироваться в первую очередь на ценности и цели компании.
Важно понимать, что основные ценности нельзя задать, их можно только обнаружить. Мясокомбинат никогда не сможет поддерживать ценность защиты животных так, чтобы это выглядело естественно. И здесь есть маленькая уловка: ваши основные ценности не всегда должны кардинально отличаться от ценностей ваших конкурентов. До тех пор, пока компания следует своему курсу без искусственных изменений, совершенно неважно кто задал этот верный курс.
Ценности Марс Групп
Корпорация Марс Групп в одном из своих исследований упомянула следующие шаги по тому, как определить ценности компании. Задайтесь вопросами:
- Не изменятся ли эти ценности, если за них не будет получено вознаграждение?
- Если завтра вы проснётесь с достаточным количеством денег на счету, чтобы не работать вообще никогда, вы будете придерживаться этих ценностей и далее?
- Как думаете, а через 100 лет такие ценности будут такими же весомыми, как и сейчас?
- Вы хотели бы, чтобы организация придерживалась этих ценностей, даже если в какой-то момент они станут недостатком в вопросе конкуренции?
- Если бы вы создали новую компанию, вы бы сначала проверили «старые» ценности на эффективность в ней?
Последние три вопроса критичны, потому что помогают отличить стратегии от ценностей. Ценность – это не то, что меняется, это столпы поведения, тогда как стратегия обязана быть гибкой, изменяющейся под нужды компании и рынка.
Основные корпоративные ценности
- Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках. Относится как в внутрикорпоративным отношениям между различными уровнями сотрудников, так и к общей способности компании доводить дело до конца и держать ответ за свои действия.
- Баланс – баланс между работой и личной жизнью, активная заинтересованность компании в том, чтобы работник не воспринимал рабочее место как единственно доступный ему мир, не ночевал на работе в прямом и переносном смысле.
- Заинтересованность – в производстве качественных продуктов, оказании качественного сервиса, в том, насколько этот процесс влияет на внутрикорпоративную и внешнюю ситуацию.
- Сообщество – социальная ответственность и поддержка друг друга и мира.
- Разнообразие – уважение к разнообразию рас, мнений, убеждений в стремлении создать из них наилучшую композицию. Программа равенства сотрудников.
- Улучшение – поддержка инициатив сотрудников, понимание возможных ошибок и помощь в принятии решений для общего блага компании.
- Инновационность – новые креативные идеи всегда приветствуются, даже если это изменит мир.
- Открытость – честность и взаимное уважение в компании.
- Собственность – сюда относится популярное выражение «мы все в одной лодки», проблемы сотрудников воспринимаются как проблемы компании и решаются сообща.
- Безопасность – здоровье и безопасность сотрудников должны быть на первом месте.
В целом факт наличия ценностей компании в её уставе ещё не подтверждает фактическое следованием им, однако это верный шаг на пути к стабилизации и гармонизации как внутренней культуры, так и репутации компании.